Новости университета

Studia Germanica, Romanica et Comparatistica

Вы здесь

УДК 81’22:659.1

© 2017 Т. В. Корнилова

СТРУКТУРНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЛОГАНОВ РЕКЛАМЫ БЫТОВЫХ ТОВАРОВ В АНГЛИЙСКОМ, РУССКОМ И ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКАХ

В статье рассматриваются слоганы рекламы бытовых товаров на материале английского, русского, французского языков в сопоставительном аспекте. Выявлены и описаны их структурно-прагматические особенности.

Ключевые слова: слоган, структурные особенности, синтактика, прагматика, сопоставительный анализ.

© 2017 T. V. Kornilova

STRUCTURAL AND PRAGMATIC PECULIARITIES OF SLOGANS IN ENGLISH, RUSSIAN AND FRENCH ADVERTISEMENTS OF HOUSEHOLD GOODS

The article deals with the slogans in English, French and Russian advertisements of household goods in the comparative aspect. The structural and pragmatic peculiarities of slogans are revealed and described.

Key words: slogan, structural peculiarity, syntactics, pragmatics, comparative analysis.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Богданов В. В. Предложение и текст в содержательном аспекте. СПб.: Изд. Филол. фак. СПбГУ, 2007. 279 с.
  2. Гак В. Г. Теоретическая грамматика французского языка. М.: Добросвет, 2000. 832 с.
  3. Грайс Г. П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Лингвистическая прагматика / под. ред. Е. В. Падучевой. М, 1985. Вып. XVI. С. 217-237.
  4. Дмитриев О. А. Структурно-семантическая характеристика слогана как особой разновидности рекламного текста: дисс. … канд. филол. наук: 10.02.01. Орел, 2000. 149 с.
  5. Дудина Е. П. Семантика и функции лексико-грамматических единиц в рекламе: автореф. дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Северодвинск, 2006. 18 с.
  6. Князев Ю. П. Грамматическая семантика: Русский язык в типологической перспективе. М.: Языки славянских культур, 2007. 704 с.
  7. Колокольцева Т. П. Слоган как ключевой компонент рекламного текста // Рекламный дискурс и рекламный текст: коллективная монография / под ред. Т. Н. Колокольцевой. М.: Флинта, 2016. С. 147-171.
  8. Корнева Ю. Б. Коммуникативно-прагматические и структурно-семантические особенности языка современной французской рекламы: дисс ... канд. филол. наук: 10.02.05. К., 1998. 165 с.
  9. Кочетова Л. А. Английский рекламный дискурс в динамическом аспекте: автореф. дисс. ... д-ра филол. наук: 10.02.04. Волгоград, 2013. 39 с.
  10. Крюкова И. В. Рекламное имя: от изобретения до прецедентности: автореф. дисс. … д-ра филол. наук: 10.02.19. Волгоград, 2004. 44 с.
  11. Лещенко О. В. Структурно-семантичні та комунікативно-прагматичні особливості німецьких і українських рекламних слоганів: автореф. дисс. … канд. філол. наук: 10.02.17. Донецьк, 2014. 24 с.
  12. Ондомбо П. Синтаксическая структура слогана: автореф. дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Воронеж, 2004. 20 c.
  13. Пчелинцева М. М. Взаимодополняемость вербально-визуальных элементов информации в семиотическом пространстве рекламного дискурса: автореф. дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.19. Саратов, 2003. 28 с.
  14. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия / под ред. Р. Г. Котова. М.: Высшая школа, 1990. С. 180-186.
  15. Чанышева З. З. Динамика рекламного слогана как знака лозунговой коммуникации (на материале англоязычной коммерческой интернет-рекламы) // Вестник Башкирского университета. Уфа, 2013. Т. 18. № 3. С. 825-828.
  16. Austin J. L. How to Do Things with Words. Oxford University Press, 1962. 174 p.
  17. Morris Ch. W. Foundations of the Theory of Signs // International Encyclopedia of Unified Science. University of Chicago Press, 1938. Vol. 2. N 2. P. 77-137.
  18. Searle J. R. A Classification of Illocutionary Acts // Language in Society. Cambridge University Press, 1976. Vol. 5. N. 1. P. 1-23.

REFERENCES

  1. Bogdanov, V. V. (2007). Predlozhenie i tekst v soderzhatelnom aspekte [Sentence and text in the aspect of their content]. Sankt-Peterburg. (In Russ.).
  2. Gak, V. G. (2000). Teoreticheskaya grammatika frantsuzskogo yazyka [Theoretical grammar of French]. Moskva: Dobrosvet. (In Russ.).
  3. Grice, H. P. (1985). Logika i rechevoe obshchenie [Logic and conversation]. In E. V. Paduchevа (ed.) Novoe v zarubezhnoy lingvistike. Lingvisticheskaya pragmatika. Moskva. № XVI. Pp. 217-237. (In Russ).
  4. Dmitriev, O. A. (2000). Strukturno-semanticheskaya kharakteristika slogana kak osoboy raznovidnosti reklamnogo teksta [Structural and semantic characteristics of slogan as a specific kind of advertising copy]: diss. … kand. filol. nauk: 10.02.01. Orel. (In Russ.).
  5. Dudina, E. P. (2006). Semantika i funktsii leksiko-grammaticheskikh edinits v reklame [Semantics and functions of lexical and grammatical units in advertisement]: diss. … kand. filol. nauk: 10.02.01. Severodvinsk. (In Russ.).
  6. Knyazev, Yu. P. (2007). Grammaticheskaya semantika: Russkiy yazyk v tipologicheskoy perspektive [Grammatical semantics: Russian in typological view]. Moskva: Yazyki slavyanskikh kultur. (In Russ.).
  7. Kolokoltseva, T. P. (2016). Slogan kak klyuchevoy komponent reklamnogo teksta [Slogan as a key component of an advertising text]. In T. N. Kolokoltseva (ed.) Reklamnyi diskurs i reklamnyi tekst: kollektivnaya monografiya. Moskva: Flinta. (In Russ.).
  8. Korneva, Yu. B. (1998). Kommunikativno-pragmaticheskie i strukturno-semanticheskie osobennosti yazyka sovremennoy frantsuzskoy reklamy [Communicative and pragmatic, structural and semantic peculiarities of language in modern French advertisement]. Kiev. (In Russ.).
  9. Kochetova, L. A. (2013). Angliyskiy reklamnyy diskurs v dinamicheskom aspekte [English advertising discourse in dynamic aspect]: avtoref. diss. ... d-ra filol. nauk: 10.02.04. Volgograd. (In Russ.).
  10. Kryukova, I. V. (2004). Reklamnoe imya: ot izobreteniya do pretsedentnosti [Advertising name: from invention to precedence]: avtoref. diss. ... d-ra filol. nauk: 10.02.19. Volgograd. (In Russ.).
  11. Leshchenko, O. V. (2014). Strukturno-semantychnі ta komunіkatyvno-pragmatychnі osoblyvostі nіmetskykh і ukraynskykh reklamnykh sloganіv [Structural and semantic, communicative and pragmatic peculiarities of German and Ukrainian advertising slogans]: avtoref. diss. … kand. fіlol. nauk: 10.02.17. Donetsk. (In Ukr.).
  12. Ondombo, P. (2004). Sintaksicheskaya struktura slogana [Syntactic structure of slogan]: avtoref. diss. … kand. fіlol. nauk: 10.02.01. Voronezh. (In Russ.).
  13. Pchelintseva, M. M. (2003). Vzaimodopolnyaemost verbalno-vizualnykh elementov informatsii v semioticheskom prostranstve reklamnogo diskursa [Complementarity of verbal and visual elements of information in semantic space of advertising discourse]: avtoref. diss. … kand. fіlol. nauk: 10.02.19. Saratov. (In Russ.).
  14. Sorokin, Yu. A. (1990). Kreolizovannye teksty i ikh kommunikativnaya funktsiya [Texts of mixed type (creolized) and their communicative function]. In R. G. Kotov (ed.) Optimizatsiya rechevogo vozdeistviya. Moskva: Vysshaya shkola. Pp. 180-186. (In Russ.).
  15. Chanysheva, Z. Z. (2013). Dinamika reklamnogo slogana kak znaka lozungovoy kommunikatsii (na materiale angloyazychnoy kommercheskoy internet-reklamy) [Dynamics of advertising slogan as a sign of communication through mottos (based on English Internet advertisement)]. In Vestnik Bashkirskogo universiteta. Ufa. Vol. 18. № 3. Pp. 825-828. (In Russ.).
  16. Austin, J. L. (1962). How to Do Things with Words. Oxford University Press.
  17. Morris, Ch. W. (1938). Foundations of the Theory of Signs. In International Encyclopedia of Unified Science. University of Chicago Press. Vol. 2. № 2. Pp. 77-137.
  18. Searle, J. R. (1976). A Classification of Illocutionary Acts. In Language in Society. Cambridge University Press. Vol. 5. № 1. Pp. 1-23.

Корнилова Татьяна Владимировна – аспирант кафедры германской филологии (e-mail: tatyana-untd@mail.ru), Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Донецкий национальный университет», 283001, Донецк, Университетская, 24